Несколько месяцев я и еще несколько добровольцев кинологов мониторили все известные фонды и общества защиты животных(ОЗЖ) на територии стран СНГ и внимательно изучали программы этих ОЗЖ с единственной целью-найти ту единственную программу сокращения численности бездомных животных (БЖ) которая отвечала бы всем требованиям современного общества,была гуманной и выполнимой.Мы перерыли и перелопатили массу информации,ссорились,ругались и спорили,нам даже стало казаться что кроме "воды" ни кто ни чего путного для решения проблемы БЖ предложить обществу не может,готовы были рассматривать несколько программ для создания одной единственной-приемлемой,под конец нам уже казалось что затея наша глупа и не выполнима,но-ура,нам попалась на глаза программа которая как нам кажется соответствует всем требованиям,где все и четко прописано и почти не нуждалась в редакции. ВОТ ЭТА ПРОГРАММА!!!!
Предлагаем всем ознакомиться и высказать свое мнение,возможно это именно то что поможет и нам в нашем городе решить проблему БЖ.

Описание комплексной программы

Коротко описать комплексную программу сокращения численности БЖ можно следующим образом:

Осуществляется предварительное исследование состояния городской популяции БЖ и общее исследование популяции ДЖ. Исходя из реальных цифр численности животных, проводится оценка затрат на программу стерилизации и анализ фактора перепроизводства ДЖ. На средства, выделенные по итогам технико-экономическим расчётов из бюджета, создаётся необходимая инфраструктура – служба отлова, стерилизации, вакцинации, передержки и возврата животных в среду обитания. После предварительной подготовки общественного мнения, начинается процесс массовой стерилизации и вакцинации бездомных животных, с очень жёсткой системой контроля исполнения предписанных правил. Необходимо, чтобы любой гражданин мог визуально оценить эффективность работы службы по количеству встреченных им на улице БЖ с отличительными цветными ошейниками. Общедоступный (посредством Интернет) электронный реестр или каталог БЖ должен содержать детальную информацию обо всех обработанных животных, включая их фотографии, документирующие факт стерилизации. Последняя мера (обязательная!) поможет исключить большинство потенциальных злоупотреблений (фиктивные приписки и пр. манипуляции) 5. Электронный каталог сделает всю систему максимально прозрачной для всех граждан . Наконец, полная открытость службы для независимых наблюдателей и волонтёров, также должна гарантировать корректность выполнения программы. В рамках данной программы также должна быть открыта отчётность по поступлению трупов павших БЖ в скотомогильники (ямы Беккари) и на предприятия по переработки биологических отходов6 для предотвращения случаев убийства животных и записи “мёртвых душ” как стерилизованных.

Одновременно с массовой стерилизацией должна налаживаться система регистрации и учёта ДЖ. Совместно с коммунальными службами необходимо провести буквально адресную проверку владельцев ДЖ и поставить их на учёт. Предвидя, что подобные шаги потенциально могут вызывать конфликт с владельцами ДЖ, необходимо заранее предусмотреть методы разрешения конфликтов в судебном порядке. Система налогообложения (страхования, сборов – возможна любая формулировка) ДЖ должна быть достаточно гибкой. Предлагается ввести максимально низкий налог для пенсионеров и низкий налог для лиц, взявших животное с приюта или улицы. Обычный налог для владельцев породистых собак и максимально большой для владельцев агрессивных пород собак. Владельцев стерилизованных животных необходимо освободить от уплаты налога. Также необходимо ужесточить контроль племенной работы в городе, взимая сбор с заводчиков профессионалов и любителей. Поступающие средства должны идти на обеспечение городской программы по комплексному сокращению численности БЖ и городские программы для домашних животных. В частности, вакцинацию и стерилизацию животных у малообеспеченных владельцев.

Начало регистрации домашних животных и запуска системы налоговых сборов необходимо запланировать на этап, следующий за массовой стерилизацией БЖ. Это мера необходима для того, чтобы провести фазу стерилизации максимально бесконфликтно, не вступая в возможную конфронтацию с отдельными недовольными владельцами домашних животных.

Как указывалось выше, фактор перепроизводства ДЖ влияет на пополнение числа животных на улицах – это выброшенные и отказные животные. Очевидно, что меры по регистрации животных и система налогообложения, помогут значительно сократить их число. Однако полностью избежать таких случаев, вследствие низкого этического уровня общества, не удастся. Для того чтобы не допустить появление отказных животных на улицах, необходимо запланировать строительство приютов безграничного приёма (приют с эвтаназией после 60 дней содержания). К сожалению, необходимо признать, что иного выхода в данной ситуации нет. Невозможно (экономически) построить приют для всех выброшенных животных. Невозможно позволить этим животным оказаться на улице. Большинство из них, по статистике, погибнет в страданиях в течение нескольких месяцев. Выжившие и приспособившиеся к жизни на улице животные смогут свести на нет все усилия по стерилизации БЖ. Таким образом, приют безграничного приёма с эвтаназией – это шанс для выброшенных животных обрести хозяина или умереть безболезненной смертью. Строительство приютов с эвтаназией по западному образцу должно быть запланировано на этап программы, следующий за массовой стерилизацией БЖ и эти приюты, ещё раз подчеркнём, должны принимать не стерилизованных и идентифицированных животных с улиц, а только отказных домашних животных. Т.е. приюты с эвтаназией должны стать одним из средств борьбы с проблемой перепроизводства именно ДЖ.

Одновременно с приютом безграничного приёма необходимо выделить финансирование существующим в городе частным, благотворительным приютам пожизненного содержания животных. Экономическая помощь приютам пожизненного содержания со стороны администрации города обязательна и по той причине, что организаторы этих приютов в течение долгого времени выполняют работу муниципальных властей и потому, что их можно использовать для решения других задач программы. Например, передавать в данные приюты БЖ животных, неспособных продолжать жить на улице вследствие травм или болезней. Также, необходимо финансировать строительство новых приютов пожизненного содержания, функционирующих, частично, на коммерческой основе. Например, предлагающих платное пожизненное содержание и передержку животных. В таком случае, отказные, по тем или иным причинам, животные смогут поступать также и в эти приюты, что гарантирует им пожизненный уход или появление новых хозяев. Для приютов обоих типов необходимо должна соблюдаться политика полной открытости и контроля со стороны общественности.

Во время проведения комплексной программы, средствами социальной рекламы и массмедиа, следует проводить разъяснительную и воспитательную работу с населением города. Повышение ответственности людей по отношению к животным снизит как количество БЖ, так и случаев жестокого обращения с животными. В долгосрочной перспективе это означает повышение этического уровня в обществе. В качестве общей меры, преследующей эти же цели, необходимо рассмотреть вопрос о введении в учебных заведениях города предмета биоэтики, как дополнения общих курсов социологии, биологии и т.д.

Наряду со всеми предложенными мерами, необходимо также вводить в практику новые методы вывоза и уничтожения мусора в городе. При наличии открытых свалок, всегда будет существовать доступная экологическая ниша, которую смогут занять другие виды (грызуны, лисы и др.). Поскольку, что это задача выходит далеко за сферу компетенции обществ защиты животных, она лишь упоминается, но далее не рассматривается.

Следует отметить, что основная цель первых этапов программы (массовая стерилизация) – это быстрое и дешёвое сокращение чрезмерной популяции БЖ, которую невозможно уничтожить другими средствами. А именно, мифологическим массовым истреблением или, не менее мифологическим проектом построения приютов на тысячи животных. Временное существования стерилизованных животных на улицах города – это неизбежное зло, а не сентиментальная самоцель программы. Очевидно, что ни этически, ни прагматически жизни животных на улице невозможно оправдать. После радикального снижения численности БЖ вследствие вымирания популяции, лишённой репродуктивного потенциала, необходимо переходить к обычной западной модели контроля численности БЖ посредством сетей приютов с эвтаназией и пожизненного содержания. Для этого уже будут все условия – отсутствие популяции БЖ и запущенные механизмы контроля ответственности владельцев животных.

5 Разработка подобного каталога может быть выполнена в рамках спонсорской помощи от ОЗЖ администрации города либо спонсором. Каталог может быть создан на базе сайта ОЗЖ. Фотографий для каждого животного должно быть две – удостоверение факта операции и здоровое животное с отличительным ошейником.
6 Обществам защиты животных известны многочисленные злоупотребления службами отлова порядка утилизации животных. Зная о таких случаях, естественно потребовать строгой отчётности в данном вопросе.
7 Процедура эвтаназии должна быть чётко описана в регламенте работы приюта. Она должна соответствовать гуманным нормам “Европейской конвенции по защите домашних животных”. Смотрите статью 11 “Усыпление”. Т.е. недопустимо применений средств, причиняющих страдание животному.

Основные этапы программы

I. Аудит популяции бездомных и домашних животных в городе (определение численности животных и основных статистических закономерностей популяции)
a. Выбор ответственной и компетентной организации-подрядчика (например, биологического факультета университета), которая по заказу администрации города проведёт соответствующие оценки
b. Определение методики исследования (анализ репрезентативной выборки, подсчёт по районам, кварталам с аппроксимацией результата и т. д.)
c. Проведение исследования и формирование итогового отчёта для открытой публикации и проведения экономических расчётов
II. Технико-экономическая экспертиза (расчёт затрат на работы на отлов, стерилизацию, вакцинацию, возврат и необходимую инфраструктуру с учётом цифр, полученных на этапе I)
a. Формирование рабочей группы или комитета при администрации города для управления программой. В составе группы необходимо должны быть биолог и экономист для проведения указанных расчётов.

III. Подготовка технической инфраструктуры для проведения массовой стерилизации и вакцинации животных от бешенства
a. Приобретение необходимой техники и материалов
i. хирургическое оборудование
ii. медикаменты и сопутствующие материалы
iii. средства отлова животных
iv. автомобили для службы отлова и возврата
v. отличительные несъёмные цветные светоотражающие ошейники с идентификацией животного
vi. средства связи, компьютеры и другая офисная техника
vii. фотографическая техника для документирования операций
b. Найм и обучение персонала
i. кинологи для службы отлова
ii. ветеринары для проведения стерилизации и вакцинации
iii. шофёры для машин службы отлова и возврата
iv. технический персонал (регистрация животных в каталоге)
v. биологи для проведения исследования динамики популяции и коррекций программы
vi. диспетчер для приёма заявок на обработку животных от населения
vii. персонал для связи с общественностью
viii. наблюдатели, волонтёры, студенты биологи и ветеринары и пр.
c. Подготовка приюта послеоперационного содержания животных
i. расчёт числа необходимых мест
ii. оборудование операционных
iii. оборудование вольер
iv. установка средств связи
v. проработка техники выгрузки и погрузки животных
d. Создание и развёртывание электронного web каталога для регистрации факта проведения стерилизации и вакцинации животного
i. создание каталога (бесплатно, см. примечание 3)
ii. обучение персонала работе с каталогом
IV. Подготовка общественного мнения к проведению комплексной программы по сокращению численности БЖ
a. разъяснение в средствах массовой информации сущности программы и её целей
b. социальная реклама, призывающая граждан содействовать проведению программы стерилизации
V. Старт программы массовой стерилизации и вакцинации БЖ
a. ежедневный отлов и обработка числа животных, запланированного при анализе на этапе II

b. обеспечение послеоперационного ухода за животными
c. идентификация животного с помощью отличительного ошейника и иных средств (чипирование, клеймение и др.)
d. регистрация животного в электронном каталоге
e. возврат животного на место его обитания (отлова)
VI. Ежемесячный аудит хода выполнения программы стерилизации и вакцинации
a. визуальный подсчёт количества БЖ в городе с отличительными ошейниками и их доля от общего числа БЖ
b. анализ динамики процесса по электронному каталогу
c. выявление возможных случаев нарушения программы
d. коррекция расчётов программы при обнаружении отклонений
VII. Завершение этапа массовой стерилизации и вакцинации и переход в режим мониторингового отлова и стерилизации
a. сокращение службы отлова и стерилизации до необходимого размера
b. работа в режиме обслуживания (стерилизация) ДЖ малообеспеченных категорий граждан
c. исследование динамики популяции БЖ, подвергшейся разрушению репродуктивного потенциала
VIII. Параллельный этап - Организация службы учёта и регистрации ДЖ
a. выработка правил содержаний ДЖ в городе с учётом обязательности регистрации животного и уплаты налогов
b. расчёт величины налога на ДЖ с учётом платёжеспособности населения и необходимости гибкой системы для стимулирования владельцев стерилизовать своих животных
c. в сотрудничестве с коммунальными службами адресная проверка и регистрация ДЖ
d. решение конфликтов с владельцами ДЖ в судебном порядке
e. распределение средств, собранных в рамках налогообложения владельцев ДЖ на погашение расходов по комплексной программе сокращения численности БЖ и финансирование проектов по домашним животным (площадки для выгула и пр.)
IX. Параллельный этап - Организация службы по отслеживанию случаев жестокого обращения с животными и фактов нападения животных (домашних и бездомных) на людей
a. выделение части ресурсов службы отлова и стерилизации для проведения работ по указанным случаям (машины, персонал)
b. организация взаимодействия со службами правопорядка по совместным действиям в выявленных случаях – уголовное преследование по факту жестокого обращении с животными, наказание владельцев агрессивных животных, отлов агрессивных БЖ в приют или их немедленное уничтожение при подозрении бешенства
X. Параллельный этап - Создание приютов безграничного приёма (с эвтаназией) отказных животных
a. расчёт объёма приютов, исходя из полученных данных по интенсивности потока отказных домашних животных, определение количества приютов и мест их размещения
b. расчёт стоимости постройки приютов и объёма финансирования для содержания инфраструктуры и персонала
c. старт проектов по строительству приютов

d. социальная реклама, призывающая не покупать животных, а брать из приютов
e. организация взаимодействия данного приюта с приютами пожизненного содержания для спасения максимального количества животных
f. обеспечение абсолютной открытости и прозрачности приюта для сторонних наблюдателей
XI. Параллельный этап - Экономическая и иная помощь приютам пожизненного содержания животным
a. открытие новых приютов в каждом районе города на основе зарекомендовавших себя частных приютов и их финансирование (частичное или полное) из городского бюджета
b. обеспечение возможности приютам работать в качестве гостиниц для передержки домашних животных с направлением всей прибыли на финансирование приюта
c. привлечение для содержания БЖ частных лиц (опекунов животных) на основе договора платного, полностью подконтрольного содержания животных – это могут быть пенсионеры и просто любители животных, которые обязуются за определённую ежемесячную плату взять животное на содержание и, тем самым, разгрузить приюты
d. обеспечение абсолютной открытости и прозрачности приютов для сторонних наблюдателей

Меры по предотвращению злоупотреблений

Выше отмечалось, что комплексная программа по сокращению численности БЖ должна быть полностью прозрачной и контролируемой. Настойчивость в утверждении принципа открытости имеет свои причины в предыстории всей проблемы. Благодаря прессе известны систематические нарушения и откровенные преступления, совершаемые службами отлова и уничтожения животных. Прежде всего - это повсеместная практика приписок (количество животных на бумаге всегда больше реально пойманных),, варварские условия содержания животных и жестокие способы убийства. Документальный фильм о чудовищных преступлениях службы отлова в Киеве можно без изменений показывать как иллюстрацию того, что происходит и в каждом городе.
.
Учитывая все эти обстоятельства, в комплексной программе сокращения численности БЖ обязательным условием выдвигается требование применять жёсткие механизмы контроля. Ниже приводятся типичные сценарии нарушения, которые гипотетически могут возникнуть в ходе реализации программы, и способы их упреждения. Очевидно, что самые примитивные средства, типа дешёвых цифровых фотографий обработанных животных и цветных пластмассовых ошейников, могут радикально изменить ситуацию в лучшую сторону.

Сценарий A: Деньги, выделенные на программу “осваиваются” только на бумаге с помощью приписок и убедительных отчётов. На самом деле, ничего не происходит. Или, в лучшем случае, на десять животных, существующих только на бумаге, происходит одна операция стерилизации отловленного животного. За “мёртвые души” злоумышленники получают реальные деньги.

Контрмеры:

1. Запуск программы только с системой учёта и регистрации отловленных, стерилизованных и выпущенных животных. Каждая акция стерилизации и возврата животного должна быть документирована с помощью двух или более, цифровых фотографий животного. Первая фотография – животное во время операции со вскрытой брюшной полостью и ответственным за операцию ветеринаром в кадре. Вторая фотография – здоровое животное после восстановительного периода в отличительном ошейнике. Обе фотографии, идентификационный номер животного и дополнительная информация о месте отлова/возврата, дате, ответственных исполнителях и др., должны помещаться в электронный каталог или реестр БЖ города. Факт выпуска животного, и, следовательно, подтверждение всей процедуры обработки животного, должно удостоверять независимое, материально не заинтересованное лицо. Например, член городского общества защиты животных. К электронному каталогу должен быть обеспечен доступ через Интернет для открытого просмотра информации всеми заинтересованными лицами. Выплата денег за отлов животного, его стерилизацию, вакцинацию и возврат в среду обитания должен осуществляться только по факту регистрации животного в каталоге со всей необходимой информацией, включая фотографии и подтверждение независимых наблюдателей.
2. Каждое стерилизованное и/или вакцинированное бездомное животное должно быть отмечено специальным отличительным ошейником со светоотражающей поверхностью (предотвращение дорожных происшествий с участием животного) и биркой с идентификационным номером животного. Ошейник должен быть не снимаемым, дешёвым и иметь броский цвет. Возможно, цветовая дифференциация ошейников по полу животного. Отличительные ошейники имеют две цели. Во-первых, облегчить работу службе отлова, так, чтобы дважды не ловить одно и тоже животное. Во-вторых, быть визуальным индикатором прогресса в работе комплексной программы. Этим отличительные ошейники дополнят электронный каталог животных, дающий детальную информацию о процессе. Действительно, если спустя три месяца после старта программы, каждая встречная бездомная собака будет одета в идентификационный ошейник, то любой горожанин будет понимать – программа работает, и деньги не выброшены на ветер. В противном случае, можно с уверенностью констатировать организационный провал программы и кражу выделенных на неё средств. Визуальные измерения доли животных в отличительных ошейниках в популяции всех БЖ, сможет показать точность предварительных оценок числа БЖ в городе и запланированных темпов массовой стерилизации с тем, чтобы по ходу программы вносить необходимые корректировки. Дополнительно можно применять другие методы идентификации (клеймение, чипирование, другие отметки) на случай, если с отличительным ошейником что-либо случится. Таким образом, электронный катало и система отличительных ошейников, работая совместно, в любой момент предоставят достоверную информацию о ходе массовой стерилизации.

Сценарий B: Животные отлавливаются, но операция стерилизации только записывается на бумаге. На самом деле, животное выпускается обратно нестерилизованным, в ошейнике или без ошейника, с тем, чтобы снова его поймать и снова получить деньги за фиктивную процедуру.

Контрмеры:

1. Описанный выше электронный каталог с фотографиями бездомных животных сделает эту процедуру крайне затруднительной. Будет сложно объяснить, почему одна и та же фотография в каталоге встречается несколько раз. Благо, БЖ имеют достаточно уникальную внешность.
2. На время всего этапа массовой стерилизации и вакцинации животных, необходимо привлекать независимых наблюдателей со стороны членов обществ защиты животных, студентов биологических факультетов и ветеринарных институтов, просто неравнодушных к данной проблеме горожан. Их присутствие сделает работу службы более прозрачной и контролируемой.

Сценарий C: Животные отлавливаются, но служба ответственная за стерилизацию либо вовсе не заинтересована в проведении операций стерилизации, либо имеет иные планы относительно отловленных животных. А именно, убийство животных и продажу их шкур, переработку мяса и костей или же, продажу живых животных в виварии. Также, служба отлова может “не довозить” животных до операционных, а доставлять их в места переработки.

Контрмеры:

1. Люди, ответственные за проведение операций отлова и стерилизации животных, должны быть материально заинтересованы в проведении всех действий в соответствии с заданным регламентом – отлов, стерилизация, вакцинация, возврат. Это поможет морально нестойким личностям не втягиваться в незаконную деятельность. Также, необходимо проводить более тщательный отбор людей для участия в программе. В частности, ни в коем случае нельзя допускать к работе никого, кто когда-либо был занят в службе отлова и убийства животных. Моральный уровень этих людей крайне низок. Они неизбежно привнесут обычные для них стереотипы поведения. В частности, собственническое отношение к животным и бюджетным деньгам.
2. Независимые наблюдатели, как описано выше и периодические инспекции со стороны различных муниципальных служб. Очень важно, чтобы вся организация, ответственная за проведение программы была незамкнутой в самой себе. Это не позволит развиться коррупции.
3. С момента начала программы необходимо контролировать все областные службы по утилизации биологических отходов (трупов животных). В первую очередь, это ямы Беккари (скотомогильники) и заводы по производству косной муки и пр. Любой труп животного, помещающийся в яму Беккари, должен быть учтён в документации службы, ответственной за работу данной ямы. Поэтому, легко установить, кто и когда его доставил. Это поможет обнаружить случаи массового истребления животных. Очевидно, что в любом случае должна быть налажена связь с организациями, обслуживающими ямы Беккари для фиксации смерти помеченного бездомного животного и занесения этого факта в электронный каталог.

                                                                         
                                                                          Юридический анализ программы

Сосуществование в одно и тоже время в одной стране, двух технологий сокращения численности БЖ, а именно практики непрерывного убийства и обсуждаемой в данной работе комплексной программы стерилизации, поднимает целый ряд вопросов юридического характера. Действительно, необходимо чётко определить в каком отношении к существующему законодательству находятся оба подхода, на какие юридические коллизии необходимо обратить внимание, в чём их сущность и какие меры надлежит предпринять, чтобы восстановить законность.
Комплексная программа ориентирована на полное решение проблемы БЖ за конечное время гуманными методами. Она детализирует все этапы, объясняет их необходимость и описывает ожидаемый эффект. Затраты на программу легко подсчитать. Она декларирует максимальную открытость и контролируемость.
Таким образом, комплексная программа полностью отвечает букве и духу ряда законов Российской Федерации, имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме БЖ:

Комплексная программа сокращения численности БЖ также отвечает европейским  нормам гуманности по отношению к животным (Европейская конвенция по защите домашних животных) и традиционным этическим ценностям русской культуры. Совершенно иначе обстоят дела с программой убийства БЖ. Основное её свойство – это доказанная неэффективность и бесконечность. Поддержка и продвижение дорогой программы, заведомо не способной достичь ожидаемых результатов, юридически неизбежно трактуется как ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Итак, программа убийства БЖ не давая никакого результата, игнорирует санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Более того, вызываемая программой активная миграция животных повышает риск появления случаев бешенства. Следовательно, реализация данной программы непосредственно угрожает эпидемиологическому благополучию населения. Это – ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Программа убийства БЖ последовательно нарушает и остальные  законы. Она активно разрушает окружающую среду и животный мир - сохранение популяции БЖ негативно влияет на экологию. Наносит вред здоровью граждан - косвенно, через угрозу от сохраняемых БЖ и явно, как психологические травмы от наблюдения жестокого обращения с животными9.

Таким образом, сторонники убийства БЖ цинично и откровенно нарушают основные права граждан на благополучную среду обитания и своей открытой демонстративной жестокостью унижают достоинство граждан. Одна мысль о том, что в наше время возможно такое варварство, неизбежно унижает и оскорбляет цивилизованного человека. В переводе язык юриспруденции это означает нарушение фундаментальных прав и свобод, декларированных в конституции :

Лица, которые пострадали от совершения указанных конституционных преступлений, вправе требовать компенсации от государства:

Исходя из всего вышесказанного, возникает вопрос, почему должностные лица в муниципальных службах открыто идут на совершение ряда преступлений. В большинстве случаев их ошибочные действия можно объяснить незнанием того, что наряду с нерезультативным убийством БЖ существуют современные эффективные технологии контроля популяции. Часто неадекватные решения должностных лиц диктуются определённой инертностью мышления и консерватизмом, за которым скрывается некомпетентность и боязнь нововведений. С этим необходимо бороться пропагандой современных технологий и повышением компетенции должностных лиц. Однако существует масса случаев, когда должностные лица осведомлены и о существовании новых технологий контроля популяции и о бессмысленности убийства БЖ. Тем не менее, они агрессивно пропагандируют именно практику убийства, замалчивая или искажая другие предложения. Тем самым, бюджетные деньги осознанно направляются на бесполезную для общества растрату. В данном случае, имеет место осознанное совершение преступлений, указанных выше при циничной демонстрации собственной безнаказанности. В этом случае, уместно говорить о мотивах преступления и уголовной ответственности должностных лиц. Мотивы, а именно финансовые мотивы, вкратце были описаны в разделе о злоупотреблениях при реализации программ сокращения численности БЖ. Порой основным мотивом должностных лиц, связанных со службами отлова и уничтожения БЖ, является попытка оправдать своё собственное существование и полезность. Тем самым, сохранить свои должности и работу.
·   
Безусловно, в каждом конкретном случае, мотивы и юридическая классификация действий служебных лиц, связанных с уничтожением БЖ, должна определяться следственными органами и прокуратурой.
Попытка данными лицами для оправдания своих действий подвергать сомнению все предлагаемые технологии контроля популяции, должны быть последовательно и юридически грамотно доведены до масштабной экспертизы программ сокращения численности БЖ в научных учреждениях, авторитет и научный потенциал которых соизмерим с упоминаемыми организациями. Голословное отрицание концепций комплексной программы или привлечение в качестве “экспертов” руководителей служб отлова или ветеринаров районного масштаба, недопустимо. Грамотная экспертиза комплексной программы может лишь подтвердить её основные положения или внести несущественные поправки в частные положения.